therealdesign

A+ A A-

Влияние электричества на рост растений

Электрографические изображения растения

Цель градоотводов не ограничивалась предотвращением гроз. Они служили источниками электрического тока в опытах ученого по изучению влияния электричества на растения: в почве циркулировали токи, а в воздухе посредством тихих разрядов вблизи медного острия шло образование озона.

Признавая аналогию между градоотводом и молниеотводом, исследователь уточнял: «Не могу, однако, воздержаться, чтобы не отметить, что такой прибор чрезвычайно подобен тому, который бессмертный Франклин использовал в своих исследованиях атмосферного электричества, хотя, понятно, он менее всего имел в виду «электрокультуру»». Особенностью громоотводов Наркевича-Иодко была рассчитанная под электрокультуру разветвлённая под землёй в почве специальная сеть для «разводки» привлечённого из атмосферы электричества.

Градо- и молниеотводы были известны на Игуменщине и до изысканий Наркевича-Иодко, однако новым стало привлечение атмосферного электричества в почву для сельскохозяйственных целей и снижения вероятности возникновения гроз с выпадением града на «электрокультурных наднёманских землях».

Кроме того, на полях имения учёный проводил эксперименты с применением природного гальванического элемента по принципу действия элемента Грене. Электричество в почве образовывалось между заглублёнными в почву разнополярными медно-цинковыми или медно-графитовыми пластинами при замыкании над поверхностью почвы соединённых с ними проводников. Урожайность растений также повышалась.

Для Наркевича-Иодко, землевладельца и ученого-исследователя, изучение влияния электричества на растения представляло большой интерес. С целью проведения систематических исследований в этой области он оборудовал в имении Наднеман опытные участки электрокультивирования. Если в 1891 году под электрокультурой было занято 10 га, то в последующие годы площадь увеличилась в 20 раз. Таких масштабов опытных работ на то время нигде не было. Во время опытов под электричеством исследовались посевы ржи, овса, ячменя, кукурузы, гороха, боба, а также плодово-ягодных растений, хмеля. Электрокультивация проводилась и в парниках, и в оранжереях. Учёный особо заботился о чистоте, точности и корректности опытов.

Изучая влияние электричества на растения, ученый пришел к выводу, что электричество оказывает на растения благотворное влияние. Из отчётов следовало, что под воздействием электричества урожайность сельскохозяйственных культур повышалась в сравнении с контрольными замерами на 6-10 процентов. Электричество способствовало ускорению химических процессов, происходящих в почве.

С результатами работ исследователя ознакомились известные ученые А.И. Воейков и А.В. Советов, которые посетили имение Наднеман и дали положительную оценку результатам работ.

В январе 1892 г. на заседании Собрания сельских хозяев в Санкт-Петербурге Наркевич-Иодко сделал официальное сообщение о результатах опытов по использованию электричества в сельском хозяйстве. Было отмечено, что его опыты по электрокультуре не дублируют уже известные факты, потому что в схему эксперимента внесены существенные изменения: впервые гальванический элемент как источник тока был исключён из опыта. Как писал учёный: «Мои последние опыты 1891 года выполнены над атмосферным электричеством. Как выяснилось, пропускание тока определённой силы через почву не только улучшало качество посевного материала, но и ускоряло рост».

В настоящее время вопросам влияния электрических токов на растения посвящены многочисленные исследования учёных. Установлено, что при пропускании тока через стебель растения линейный рост побегов увеличивается на 5-10%, ускоряется срок созревания плодов томата. Отмечена зависимость между интенсивностью фотосинтеза и значением разности электрических потенциалов между землёй и атмосферой. Однако ещё не исследован механизм, лежащий в основе этих явлений.

Несмотря на столь убедительные и неоспоримые положительные результаты, электростимуляция растений так и не нашла широкого применения в сельскохозяйственной практике, хотя интерес к электрокультивированию растений сохраняется и в наше время.

Copyright © ГУО "Узденская средняя школа №2 им. К.К.Крапивы" | 2014 - 2015